НЕ ЗАВАЛИ!

«Правило прямоты» касается не только горизонтов, но вообще любой горизонтали на снимке -будь то, скажем, забор, подоконник или дорога. Ровной должна быть любая прямая линия, пересекающая всю вашу композицию — неважно, горизонтальная или вертикальная. В противном случае появятся визуальные проблемы того же рода, что с горизонтом. Мы бессознательно привыкли выравнивать голову по линии горизонта, если где-либо ее видим — даже на фотографии.

Многие из тех, кто смотрит на снимки с «заваленным горизонтом», начинают ощущать, будто все изображенное вот-вот выскользнет из кадра. Некоторые, сами того не осознавая, даже наклоняют голову, чтобы горизонт виделся ровно.


Заваленный горизонт, по меньшей мере, будет отвлекать внимание от композиции, так как взгляд зрителя вдоль искривленной линии горизонта будет выскальзывать из фотографии.

Большинство фотографов находят достаточным «на глаз» выровнять горизонт до приемлемой прямоты, а подправлять при постобработке. Полезно, однако, научиться обращению с инструментами в вашем фотоаппарате, которые позволяют добиться ровного кадра изначально — особенно если при постобработке вам не хотелось бы терять ничего из окружающей обстановки.

Многие современные фотоаппараты располагают такими встроенными инструментами. На некоторых можно включить «сетку» на дисплее видоискателя, чтобы по ней выравнивать композицию, соблюдая прямоту горизонта. Функцию сетки можно найти в меню настроек — изучите инструкцию. Бывают также фотоаппараты со встроенным гироскопом, способные точно показать отклонение от горизонта в градусах.

Более неприхотливые варианты можно во множестве найти среди сопутствующих товаров: например, нечто столь упоительно низко технологичное, как ватерпас, тоже может послужить для выравнивания снимков.

На этом снимке, по сути, два горизонта: сперва буруны, а затем горы, выступающие из тумана вдалеке. В два раза больше горизонтов — смотри в оба, чтоб не завалить!

Кадры вроде этого ставят перед трудным выбором: окна выпрямлять или же открывающийся за ними горизонт? Попробовав то и другое, я решил, что окна -горизонт более «жесткий»; от выравнивания по истинному горизонту весь снимок выходит из равновесия