Основные составляющие качественного освещения – направление и мягкость света

Основные составляющие качественного освещения – направление и мягкость света

Уровень и цвет освещения снимаемой сцены конечно важны, но это составляющие света, для компенсации которых, вам достаточно просто изменить настройки в фотокамере. Действительно реальное и творческое использование света начинается тогда, когда вы начинаете анализировать направление и мягкость света.

Основные составляющие качественного освещения – направление и мягкость света


Свет называется мягким или жестким в зависимости от продуцируемых им теней, и определяющим фактором здесь является размер источника освещения. Солнце, фотовспышка или точечный источник света, будучи очень малыми, производят жесткие, резко обозначенные тени. В то время как облачное небо, будучи большим, и очень мягким источником света, производит едва заметные тени.

Когда вы анализируете естественное освещение вокруг вас, первое, что нужно осознать, что в природе никогда не бывает только один источник света. Свет распространяется по прямой линии, пока не повстречает что-либо на своем пути, от чего он отражается. Если он попадает на блестящий объект, то он отразится от него под таким же углом, как бильярдный шар от борта. Если объект является матовый (т.е., не блестящим), то свет будет отражаться во всех направлениях и окрасится в цвет отражающего его предмета.

Основные составляющие качественного освещения – направление и мягкость света

Основные составляющие качественного освещения – направление и мягкость света 2

Одна простая осветительная лампочка создаст жесткий свет непосредственно на снимаемом вами объекте. В то же время, она создает мягкий свет, отражаясь от стен, пола и потолка. Чем светлее будут эти участки, тем более мягкий свет они будут создавать. Если одна из стен будет белой, а другие темные, то основная часть мягкого света поступит со стороны белой стенки.

Жесткий источник света будет создавать очень темные тени, гораздо темнее, чем видит человеческий глаз. Это может стать проблемой для фотографов, потому что, при правильной экспозиции, на конечном фотоснимке не возможно будет различить детали в тенях. Для борьбы с этим явлением существуют два способа: скрыть тени за снимаемым объектом или заполнить их светом. Вы скрываете тени, располагая объект съемки вдали от заднего фона, и снимая под таким же углом, под каким светит жесткий источник освещения. Таким образом, большая часть теней скроется за снимаемым объектом.

Или же вы заполняете тени, используя большой, и желательно белый предмет, от которого будет отражаться жесткий свет. Он будет источником мягкого света, и, если вы расположите его с противоположной стороны (за объектом) от жесткого света, он заполнит тени, что позволит сфотографировать в них детали. Хорошая идея – всегда брать с собой рефлектор (что-нибудь большое и белое), при съемке в яркий солнечный день.

Как вы сможете убедиться, направление жесткого источника света всегда более критично, чем мягкого. В самом деле, изменяя угол между снимаемым объектом и источником освещения, можно полностью трансформировать его внешний вид на фотографии. Если объект имеет рельефную текстуру, то она может полностью исчезнуть, если источник света расположен под прямым углом к нему. Чем больше будет изменяться угол (в сторону уменьшения), тем глубже будет проявляться текстура на поверхности объекта.