У моего друга детства есть старый фотоальбом с фотографиями времен Первой мировой войны. На снимках запечатлены летчики, их самолеты, как целые, так и разбившиеся, похороны погибших товарищей и т. д. Он точно знает, что кто-то из них — его прямой родственник, но кто именно, узнать уже никак невозможно. Однако, фотография полностью выполнила свою задачу, сохранив на целый век изображения канувших в небытие, но когда-то любимых и родных людей, и не ее вина, что они остались безымянными. Поэтому вполне естественно, что, купив фотокамеру, мы выбираем своими первыми моделями наших родных и близких нам людей (кошки, собаки и голуби на помойке — не в счет).


Почти с самого момента рождения фотографии портрет очень быстро стал одним из ее ведущих жанров. Несмотря на кажущуюся легкость создания портрета родных, друзей и коллег (они же всегда под рукой), это один из самых сложных жанров. Главная трудность вовсе не в том, чтобы передать внешнее сходство и детали одежды (техническая сторона фотографии позволяет это сделать без особого труда), а в том, чтобы наполнить портрет психологическим содержанием. Конечно, это сверхзадача, и в большинстве своем нам вполне достаточно «фотографии на память», что, впрочем, для начала совсем неплохо. Существуют два основных вида портретной съемки — постановочная и репортажная. Постановочная съемка всегда подразумевает совместную работу фотографа и модели. При этом не важно, где осуществляется съемка: в студии, в интерьере или на пленэре. Важно, что для снимаемого присутствие фотографа очевидно.


Если при постановочной съемке фотограф руководит моделью, предлагая ей принять те или иные позы и задавая нужное настроение, то репортажная съемка, в свою очередь, подразумевает сторонний, более беспристрастный взгляд на модель. Определенной сложностью при репортажной съемке портрета является данность фона, который подчас может оказаться неприемлемым. В таком случае выход один — постараться сделать фон максимально нерезким. Возможность попробовать свои силы в портретной съемке есть у каждого — дома, на улице, на работе и на отдыхе — везде нас окружают люди. Некоторых из них вы наверняка посчитаете интересными и выразительными моделями и, вполне вероятно, они не откажутся попозировать вам перед камерой, даже допуская, что с первого раза удачный снимок может не получиться. Другие, наоборот, категорически откажутся сниматься, и ваши уговоры ни к чему не приведут. В такой ситуации совет только один — отнеситесь с уважением к мнению, не совпадающему с вашим. Для первых экспериментов в портретной съемке лучше всего привлечь людей, которых вы хорошо знаете и которые вам доверяют. Постарайтесь внимательно понаблюдать за ними, отмечая для себя характерные жесты, мимику и манеру говорить. Получив от своей модели согласие на съемку, вы уже должны хотя бы примерно знать, в каких позах вы будете ее снимать, чтобы добиться наиболее полного раскрытия характера. Даже если сразу у вас не получится хороший портрет, а на первых порах такое не исключено, ваши близкие, друзья и коллеги скорее всего от несутся к этому с пониманием. Однако терпение ваших моделей может мгновенно испариться, если свои неудачи вы станете объяснять их неспособностью принять нужную позу или, что еще хуже, их не фотогеничностью, поэтому основными качествами фотографа на данном этапе становятся терпение и доброжелательность.

Оба черно-белых снимка на этой полосе — постановочные, то есть, модели знали заранее, что их будут фотографировать. В первом случае перед съемкой и в процессе обсуждались позы, которые потом отрабатывались во время фотосессии. А вот нижний снимок был сделан в самом конце съемки, когда, находившись по городу, модель устала и умоляла где-нибудь передохнуть. Именно в такие моменты фотографу, в отличие от модели, расслабляться никак нельзя.

Главная предпосылка для удачной съемки портрета — создание доверительной, непринужденной атмосферы, которая позволит вашей модели чувствовать себя с вами раскрепощенно и естественно. Возможно, у вас есть персональные рецепты, как этого добиться. Важно помнить: если вы спокойны и уверены, то и ваша модель будет чувствовать себя в «своей тарелке». Это сильно упрощает задачу — успеть поймать наиболее яркое и выразительное состояние модели в процессе общения. Для зрителя бывает очень важно, насколько эмоционален портрет. Данный критерий для зрительского восприятия намного существеннее простой фотографической схожести с оригиналом. Не важно, будет ли эмоциональность задана за счет фотографических приемов: точки съемки, положения головы, рук, тела, освещения — или в большей степени за счет артистичности и неординарности самой модели: важен результат. Будьте готовы к тому, что при съемке постановочного портрета вам придется исполнять роль режиссера, оператора, а возможно, и костюмера, стилиста, консультанта по макияжу и психоаналитика в одном флаконе! Не зря этот жанр фотосъемки считается одним из сложнейших, зато тем ценнее каждый снимок.

Оба снимка на данной полосе представляют собой пример жанрового, не постановочного портрета. Итальянка была настолько естественна в своих эмоциях, насколько об этом может мечтать любой фотограф. Вокруг было много туристов с фотокамерами, благодаря чему автору удалось остаться незамеченным. Безусловно, дело не обошлось без трехкратного телеобъектива с полностью открытой диафрагмой для размытия пестрого заднего плана. Динамичная поза подчеркнута дигональной компоновкой.

Следующий, не менее ответственный подготовительный этап после выбора модели и места съемки — выбор фона. От него в очень большой степени будет зависеть финальный результат. Неудачно подобранный фон легко сведет на нет ваши творческие потуги вместе с работой вашей модели, поэтому, особенно вначале, старайтесь избегать заднего плана со сложным геометрическим рисунком. Фон на портрете может быть как абстракным, нейтральным, так и информативным, поэтому понятно, что детали фона ни в коем случае не должны быть случайными, без связи с логикой смыслового построения снимка. Зритель сразу заметит такое несоответствие. И наоборот: элементы, которые могут подчеркнуть род занятий снимаемого, его увлечения или мировоззрение, способны усилить общее впечатление от портрета. Однако важно помнить, что таких деталей должно быть очень немного. В противном случае сам герой снимка может оказаться на втором плане, и портрет не удастся. Итак: фон при съемке портрета не должен соревноваться с моделью. В реальной жизни, общаясь с человеком, мы фиксируем внимание на его лице, при этом остальные детали для нас остаются «за кадром». Двухмерное изображение на плоскости наш глаз (точнее, мозг) рассматривает от одной точки к другой, как бы сканируя его. Любая лишняя деталь, не замеченная нами в реальности, на снимке становится исключительно важной и бросается в глаза. Именно поэтому так нежелательно использовать для портрета фон, второстепенные детали которого ставят ненужные акценты.

В портрете раскрытие индивидуального, истинного образа человека происходит через глаза, а также через жест или позу. В идеале это совокупность и того и другого. Очень нежелательно при кадрировании обрезать руки во время жестикуляции или другой характерной позы. Тем более это бывает досадно, когда через жест или свойственную только вашей модели позу рук можно более ярко подчеркнуть внутреннее состояние человека.

Если он вдобавок ко всему яркий и пестрый, он будет отвлекать внимание от главного объекта — самой модели — и избежать такого момента все же не удается, можно попытаться «обезвредить» влияние неудачного фона, затенив его или, наоборот, высветлив до почти белого тона. Само собой разумеется, что при этом фон должен быть максимально нерезким. Для того чтобы получить четкие очертания фигуры вашей модели, ее силуэт должен значительно отличаться от окружающего его фона по тону или по колориту. Например, для выделения темного объекта нужен светлый фон, и наоборот. Используя этот прием, вы сможете подчеркнуть значимость вашего персонажа, выведя второстепенные объекты на второй план. Бывает, что композиция снимка выстроена таким образом, что фон занимает большую часть снимка по отношению к модели. В таком случае зритель рассматривает фон как дополнительную характеристику модели и переносит ощущение от фона на ваш персонаж. Например, если фону свойственна геометрическая строгость, ритмичность и жесткость, то и образ модели будет восприниматься зрителем соответственно, хотя в реальности характер персонажа может быть прямо противоположным. Таким образом, уже на этапе съемки вы имеете возможность повлиять на зрительское восприятие, правильно подобрав фон для вашей модели. С другой стороны, если вы снимаете абсолютно не знакомого вам человека, совершенно не зная черт его характера, то в такой ситуации лучше всего выбрать максимально нейтральный фон.

Можно всю жизнь фотографировать близких и хорошо знакомых людей, но, кроме банального сходства (правда, для многих этого вполне достаточно) оригинала с фотографией, ничего не добиться. И наоборот, случается так удачно снять незнакомого человека в течение короткого промежутка времени, когда он не зажат присутствием камеры, раскован, открыт, что сам удивляешься, как это получилось! Конечно, такие обстоятельства в жизни случаются не часто, но вместе с тем и не настолько редко, чтобы говорить об их исключительности. Никто не виноват, что иногда вы оказываетесь не готовы к этому моменту ни морально, ни технически. Не хочется наставлять читателя досужими фразами об оттачивании мастерства и наблюдательности фотографа, это и так понятно. Важно не забывать, что вокруг нас постоянно складываются «фотогеничные» ситуации, когда проклинаешь себя за то, что поленился взять с собой фотокамеру. Выручить в таких случаях может компактная и удобная в обращении «мыльница». Современные «мыльницы» уже достигли такого уровня качества при минимальных размерах, который лет двадцать тому назад казался просто нереальным. Возможность получить с их помощью цветной снимок 30×40 сантиметров и более стала обыденным явлением.

Перед началом съемки вам необходимо определиться, к чему вы стремитесь: выявить характерные черты модели, красоту формы или передать ощущение от личности человека. В идеале на снимке могут присутствовать все три составляющие, но вначале такую задачу лучше упростить, выбрав что-то одно. Не будет ничего зазорного, если вы просмотрите журналы или другие издания, в которых встречается портретная съемка. Понаблюдайте за позами моделей на понравившихся вам снимках. Попросите вашу модель повторить наиболее удачные из них. Ни о каком плагиате здесь речи не идет. Уверяю вас, повторить в точности чужой снимок практически невозможно, но, анализируя понравившиеся вам работы, вы получите отправную точку для первого шага, а уже в процессе съемки сможете внести в композицию необходимые на ваш взгляд коррективы и дать волю вашей фантазии. Второй не менее важный момент — определить тональность будущего портрета: светлую, нейтральную или темную. Исходя из вашего выбора, понадобятся соответствующие фон и свет. Рассеянное студийное, а в вашем случае, скорее всего, дневное освещение ассоциируется с покоем, романтичностью, нежностью и мечтательностью. Такой свет чаще всего используется при съемке женских и детских портретов. Самый нежелательный вариант освещения — летнее полуденное солнце. Это очень контрастный свет, дающий глубокие тени под глазами, носом, подбородком, что во многих случаях не подходит для портретной съемки. Вариант один — отойти в тень.

Техника портрета в светлой тональности часто используется при съемке женских и детских портретов. Помимо мягкого освещения желательно присутствие в кадре небольшого элемента темной тональности для создания контраста. Если вы снимаете на улице, то для таких портретов хорошо подходит пасмурная погода. В солнечную погоду лучше всего использовать светлую стену с теневой стороны строения. Фон при этом должен быть белым или светло-серым.

Другой нежелательный тип освещения — нижний свет. Лицо, освещенное нижним светом, становится мало узнаваемым и может принять угрожающий вид. Если ваша цель — образ мрачного и агрессивного человека — это то, что вам нужно! Как и в других жанрах фотографии, залогом успеха портретной композиции является ее простота. Сосредоточьте ваше внимание на объекте съемки, а все лишнее и посторонние элементы, какими бы соблазнительными они ни казались, оставьте за границей кадра.

На нижнем снимке представлен портрет в темной тональности. Крупный план в данном виде съемки подразумевает головной портрет, благодаря чему можно сконцентрировать внимание на глазах модели. Легкий полуоборот головы позволяет наилучшим образом передать форму и объем лица. Использование передне-диагонального освещения дает возможность получить светотеневой рисунок, при котором большая часть лица освещена, а меньшая остается в тени. При фронтальном освещении достичь такого рисунка невозможно. Для создания мягкого, рассеянного света к осветителю был прикреплен софт-бокс. Чтобы проработать тени, использовался отражатель белого цвета. По мере приобретения определенного опыта вы заметите что портрет с использованием какого-либо аксессуара или дополнительного элемента позволяет дать более полную характеристику объекта съемки. Через такие детали зритель получает дополнительное представление о характере персонажа, роде его занятий, привычках и увлечениях. Важно следить, чтобы попадающие в кадр объекты заднего плана не выбивались из общей цветовой гаммы. В то же время, чрезмерное «выпячивание» таких элементов недопустимо во избежание их конкуренции с самим портретом.

Любая, даже любительская фотосъемка любит хотя бы минимальное планирование, особенно когда вы знаете, кого будете снимать. Когда нет никакого плана, вы начинаете бесцельно метаться с вашей моделью от одного неудачного места к другому. Ваша модель это сразу подметит и довольно быстро потеряет всякий интерес к вашим «творческим шараханьям». Поэтому минимальный план, где и в какой позе вы хотя бы начнете снимать первые кадры, должен уже быть. Это особенно важно, когда внезапно портится погода и вы, скорее всего, будете ограничены съемкой в помещении, где вам может потребоваться штатив, а если есть возможность — дополнительное освещение. Понятно, что у вас, скорее всего, нет студийного света, да и места он занимает в помещении довольно много, так что будьте готовы к импровизации — торшер, ночник или даже фонарь, работающий на батарейках. Ну, а ежели все хорошо и погода удалась, то брезговать съемкой в помещении все равно не стоит — всегда найдется несколько симпатичных кадров. Итак, лето, дача, племянница и строгий надзор со стороны родственников, а особенно тещи! Конечно, когда ты давно знаком с тем, кого будешь снимать, то кредит доверия — лишнее очко для победы! Однако расслабляться нельзя ни в коем случае, так как потерянные яркий момент или позу на «бис» повторить бывает очень сложно. На дачу мы приехали под вечер, но это не повод, чтобы все мысли роились вокруг шашлыка. Пока еще не наступили сумерки, и, чтобы далеко не уходить от мангала, можно попробовать сделать несколько кадров в помещении, благо свет из окна достаточно мягкий и теплого оттенка. Именно при таких условиях сделаны два портрета на левой полосе. Конечно, вариантов таких постановочных снимков может быть много, особенно если у вас много построек. Декорациями для съемки может послужить все, что угодно: дровяной сарай, как внутри, так и снаружи, окна, лестницы, прислоненные к постройкам — всего не перечесть. Ваша задача не в том, чтобы отметиться во всех комнатах и постройках, а в том, чтобы определить, где будет наиболее удачное и интересное световое решение для того или иного положения лица или позы тела. Все время следите за фоном, так как в творческом порыве на него легко не обратить внимание. Напомню, что он должен быть хотя бы немного светлее или темнее лица или всей фигуры вашей модели. Остерегайтесь фона с яркими солнечными пятнами, так некстати попадающимися то тут, то там. Ночь прошла, и настало утро. Неплохо бы и поснимать!

Если свет из окна очень контрастный, а вам необходим мягкий и рассеянный световой поток, то самым простым решением будет повесить на него марлю или что-то в этом роде. Теневую сторону лица для проработки деталей можно подсветить любой светлой поверхностью (бумага, картон, простыня). Если у вас нет штатива — найдите что-нибудь, что может послужить упором, или просто прислонитесь к стене.

Оба снимка сделаны в редкий период, когда солнце скрывалось за облаками. Свет становился мягким и вполне пригодным для портретной съемки. Крупный план для верхнего снимка был выбран из-за того, что окружающий фон даже в нерезком виде был совершенно неприемлем ни по цвету, ни по контрасту. По счастью, укрупнение плана оказалось очень удачным решением для романтического юношеского портрета. Даже если глаза вашей модели опущены или прикрыты, наводка на резкость должна осуществляться по ресницам ближайшего к вам глаза.

Я реалист, поэтому не призываю вас вставать с восходом солнца и будить вашу модель, ожидая увидеть счастливую улыбку на ее лице в предвкушении новых съемок. Поэтому до вечернего солнца у вас выбор небольшой: тенистые места, комнаты и сараи, а также короткие промежутки времени, когда солнце скрывается за облаками. Именно в такой момент и были сняты два кадра на предыдущей странице. Увы, период с 10 утра и до 16 — 17 часов вечера в летнюю солнечную погоду — самое неподходящее для портретной съемки, так что смело можете заняться работой по дому или на участке, но будьте начеку, так как в любой момент может произойти что-нибудь «фотогеничное», что можно подметить для будущих съемок. К этому времени вы уже заранее должны отобрать ту одежду, в которой будете снимать вашу модель. Не усложняйте себе жизнь — отберите не более двух нарядов. Уверяю вас: этого будет более чем достаточно. Обязательно попробуйте поснимать в контровом освещении. Снимая в полный рост, попробуйте ввести в кадр на заднем плане дорожку, тропинку или хотя бы их часть. Совсем не обязательно, чтобы был виден конец дороги — это может сильно отвлечь от главного объекта съемки. Постарайтесь не включать в кадр постройки, которые могут стоять вдоль дороги, если, конечно, вы не хотите похвастаться, что они все принадлежат вам. В общем, чем однообразнее по структуре будет ваш фон, тем лучше. Конечно, все сказанное — не догма, и вы вправе искать и вырабатывать свой индивидуальный подход к портретной съемке. Подметив удачную позу, снимая модель в полный рост, всегда сделайте несколько дублей крупного плана, не меняя положения модели. Чаще всего именно выражение лица будет главной составляющей удачного портрета даже при съемке в полный рост. В любом случае, лишние и не понравившиеся дубли можно всегда удалить, а вот добавить новые после съемки — уже никак.

Обязательно продумайте хотя бы пять — шесть поз для съемки на пленэре. Если ваша фантазия не может ничего подсказать — просто погуляйте вместе, поговорите на отвлеченные темы, не безразличные вашей модели. Кусают комары? — повод для первых кадров, и следите за «решающим» моментом, когда воедино сходятся композиционное построение, сюжет и цветовое решение снимка.

Если вы снимаете модель с достаточно длинными волосами, а на суше полный штиль, то можно воспользоваться простым бытовым вентилятором, правда, для этого может понадобиться помощник, но вряд ли это будет для вас проблемой. Как правило, я люблю свои фотографии, но мое отношение к некоторым снимкам со временем может меняться. Конечно, речь не идет об отсеве при первичной сортировке фотосъемки -брак, дубли и просто неудачные снимки, что становится очевидным уже при беглом просмотре. Также это не касается снимков родственников и туристических зарисовок (фото на память), которые хранятся отдельно и имеют совершенно другой критерий оценки. Но вдруг выясняется, что те снимки, которые я считал удачными, приходится объяснять: что же такое автор хотел поведать, или что же его так привлекло в этом сюжете. Появляются новые фотоснимки, иногда сходные по сюжету или образу с теми, что находятся в архиве, и на их фоне приходится констатировать, что одни лучше, а другие хуже. Тут как раз и возникает дилемма — какие «казнить», а какие «помиловать». Лично для себя я придумал довольно простой критерий отбора: если бы я отбирал работы для выставки, то какую из двух или трех я выбрал бы? Сам спрашиваешь — сам и отвечаешь.

И снова крупный план. Для первого снимка это обусловлено нежеланием включать в кадр темно-зеленый фон, а вот для второго снимка изначально подразумевалось отсутствие какого бы то ни было фона. Вечерний теплый солнечный свет и небольшой ветерок — прекрасные ингредиенты для романтического портрета. Обратите внимание как разительно отличаются образы одной и той же модели.

Настал черед рассмотреть пример съемки на практике. Цель — фотопортрет на память. Модель — мужчина средних лет, интерьер — квартира. Свет — из окна, естественный, мягкий (светотональный), вполне подходящий для данного вида съемки. В качестве вспомогательного оборудования использовался отражатель — лист светлого картона. Он необходим для подсветки теневой стороны лица, при боковом освещении. Главный технический этап подготовки к съемке — определение точек съемки, соотнесение с вариантами фона и освещения. Для данной съемки использовались объективы с фокусным расстоянием 85 -105 мм. Рабочая диафрагма 2 : 2,8 -4,0. Выбор позы модели для поясного портрета или портрета в полный рост может стать камнем преткновения для многих, кто снимает портрет впервые, поэтому начинать лучше всего с погрудного портрета. Залогом удачи в портретной съемке всегда будет внутренняя свобода вашей модели, ее раскрепощенность и непосредственность.

Первая, пробная точка съемки — фронтальная с таким же освещением — сделала лицо модели достаточно плоским, а весь снимок — довольно формальным. Если вы снимаете не профессиональную модель, будьте готовы к тому, что вашему гостю понадобится время для привыкания к камере, а фотографу — для поиска точки съемки и позы, поэтому первые кадры можно смело считать разминочными. Третья точка съемки: более удачный снимок по позе и состоянию модели, но менее удачный по фону, имеющему ту же тональность, что и освещенная сторона лица. В такой ситуации можно притемнить часть фона, перекрыв свет из окна куском целлофана или другим полупрозрачным материалом.

Даже если поза, которую принимает модель, вас чем-то не устраивает — не надо на этом заострять внимание. Сделайте несколько протокольных снимков и попросите модель пересесть в другое место. Не ищите экстравагантных поз (хотя, почему бы и нет, если это позволит вашей модели раскрепоститься). В идеале любая портретная съемка должна быть логической составляющей вашего общения с героем портрета. Конечно, все советы в данной ситуации очень условны, но рассказанная вами в процессе работы небольшая история или анекдот могут прозвучать очень кстати и вызвать ответную реакцию. Это может стать одним из коротких моментов, когда фотограф может поймать выразительное состояние своей модели, ради которого, собственно, и производится съемка. Ни в коем случае не надо навязывать экспрессивные жесты человеку с мягким характером. Результат, скорее всего, будет удручающим. И наоборот, если вы знаете вашу модель как человека яркого и живого, можно спровоцировать его на образные жесты, затронув в беседе тему, которая ему не безразлична. В случае, когда ваша модель носит очки, не забывайте о бликах, которые могут возникнуть при изменении позы. Даже если съемка сложилась удачно, не поленитесь повторить ее с вашей моделью через месяц-другой. Уверяю вас, накопленный вами опыт обязательно скажется положительно на вашем результате. Метод повторения — самый простой, наглядный и убедительный.

Во время фотосессии было сделано около 400 снимков с девяти разных съемочных точек, найти которые в малогабаритной квартире было непросто. Автора и модель больше всего удовлетворили два снимка с довольно простой композицией, сделанные во второй половине съемки. К этому времени модель и фотограф привыкли друг к другу, что в совокупности с удачным освещением дало положительный результат.

Особую роль в изменении реальности играют почти что колдовские атрибуты, такие как вода, стекло и зеркало (порядок произвольный). Любой сюжет, выполненный с использованием стекла или зеркала, будет отличаться от такого же сюжета, но без них. Результаты могут быть диаметрально противоположные — от романтического образа до демонизации вашей модели. Верхний снимок — автор успел сделать только два дубля, как был замечен, и девушка закрыла лицо рукой. Ничего не поделаешь — чужое мнение надо уважать!

Снимая жанровые сценки на улице, вы, как правило, очень сильно ограничены во времени. Нет, искать свой сюжет вы можете хоть целый день, но вот время на принятие решения — секунды. Как только вас заметят, ни о какой непосредственности уже речи не будет, поэтому брака в такой съемке, как, правило более 90%.

Иногда сразу, а чаще по прошествии какого-то времени, я в состоянии сам объяснить себе свои фотографические ошибки, вот только этот момент очень часто хочется отложить на потом в надежде, что я неправ! Но тут как в разведке — любое сомнение надо трактовать как провал, и тогда не придется выслушивать нелицеприятный, но совершенно справедливый анализ твоих снимков из уст грамотного критика. Увы, но самооценка — это самое сложное в любой творческой деятельности. Когда снимаешь, обычно по экрану контролируешь только технические параметры, и уж точно нельзя в это время рассматривать и удалять снимки, так как в этот момент надо заниматься только тем, ради чего вы купили фотоаппарат. Я даже затрудняюсь сказать, сколько сюжетов было упущено в самом начале цифровой эры, когда сразу после щелчка затвора спешишь увидеть чудо — изображение без проявки и печати. Поэтому просмотр съемки я провожу только на компьютере, убивая за первый заход только технический брак, а уже при повторном просмотре — дубли и откровенно неудавшиеся кадры. Далее, если это не коммерческая съемка, когда вам надо сдавать материал заказчику в ближайшее время, всегда нужна пауза, хотя бы несколько дней, а лучше всего — пару недель, если вы, конечно, достаточно терпеливы. Материал должен «отлежаться». Зато по прошествии этого времени разобраться в материале, особенно когда речь идет о жанровой съемке, намного легче. Откуда появляются слабые снимки? Предположим ситуацию, когда вы снимаете где-то на улице, стараясь поймать момент или ситуацию, но ничего не происходит, да и окружающие вас «модели» немногочисленны и не такие, как мечталось. И тут происходит какое-то заурядное действо, типа «ковыряния в носу», которое на фоне такого «постного» меню кажется поистине откровением. А потом долго удивляешься, стараясь понять: что же такого я тут увидел, что заставило меня нажать на спусковую кнопку?

Если на каком-то мероприятии, где вы можете поснимать, есть дети, то, уверяю вас, в первую очередь надо следить именно за ними! В отличие от взрослых, они более непосредственны и более эмоциональны. Если ребенок устал, то будет зевать, совершенно этого не стесняясь, а если у него хорошее настроение, то оно будет бить фонтаном — на всю катушку, без всяких горячительных напитков, что немаловажно. Ваша задача — успеть поймать интересный момент из калейдоскопа эмоций.

Говорили не столько о композиции — в большинстве рассмотренных случаев она довольно проста, — сколько о том, как подготовиться и провести портретную съемку в обыденных условиях, получив при этом положительный результат. Вообще, при съемке портрета все очень индивидуально и в очень большой степени зависит от самого фотографа, ну и, конечно, от задачи, которую он перед собой ставит. Поэтому портреты могут быть самыми разными: психологическими и бытовыми, студийными и репортажными, жанровыми и постановочными, художественными и документальными, абстрактными и конкретными, то есть любыми — главное, чтобы было не просто лицо, снятое крупным планом. Однозначного подхода на все времена здесь быть не может: в одном случае уместен лаконизм, в другом, для полноты картины, необходимы дополнительные детали. Есть модели, у которых профиль может оказаться намного ярче и содержательнее, чем при съемке анфас.

На начальном этапе постижения премудростей портретной съемки фотографу часто кажется очень важным добиться активного поведения модели (смех, излишне динамичные позы и т. д. — пародия на профессиональную фэшн съемку). Несмотря на кажущуюся внешнюю привлекательность таких поз, отсутствие опыта на начальном этапе может привести к поверхностности образа вашей модели, когда не удастся подметить тонкое движение души. Спокойные позы модели позволят вам наработать композиционные приемы и получить положительный опыт проведения портретных съемок.

К тому же, при такой точке съемки ваша модель не смотрит в камеру и становится раскрепощеннее. Вполне возможна ситуация, когда лицо может вообще отойти на второй план, если удается поймать какое-то характерное движение. Жест может быть настолько сильным, ярким, типичным для данного человека, что, запечатлев его, удается более точно передать внутреннее состояние персонажа, его колоритность. Силуэтное изображение модели может создать аналогичную ситуацию; при этом свет, пластика и тональность могут вообще отойти на второй план. Как видите, вариантов достаточно. Выбор вами одного из них определяется, в том числе, и тем уровнем информации, который вы хотите донести до зрителя. Во время съемки людей, как при естественном освещении на улице, дома, на работе или во время отдыха (перечень бесконечен), так и в студии, задача всегда едина — показать те черты личности, которые обычно затмеваются суетой повседневности, если, конечно, речь не идет о фотографии на загранпаспорт. Настоящие же шедевры могут появиться только тогда, когда автору его персонажи не только близки, но, более того, когда они им искренне любимы. На фотографии не скроешь безразличие или, что еще хуже, неприязнь со стороны снимающего. Даже не умея грамотно сформулировать свои чувства, зритель обязательно почувствует фальшь. Так что будет ли это прикосновение к душе, или только отражение внешней формы, зависит только от вас. В портрете, как ни в каком другом жанре, нельзя экономить пленку или мегабайты. Будет хорошо, если на семь-десять «условных» пленок придется пара неплохих портретов, особенно, когда это в первый раз. Возможно, не всегда ваша точка зрения будет симпатична самой модели, поэтому, чтобы не разочаровывать доверившегося вам человека, сделайте десяток непритязательных фотографий на память, благодаря чему ваша модель хотя бы не будет жалеть о потерянном времени.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий