Обсудив многие аспекты, связанные с построением фотокомпозиции, мы лишь вскользь коснулись такой важной темы, как точка съемки. Поскольку данная тема достаточно обширна, то давайте для начала рассмотрим только точки съемки, расположенные по вертикали. Как уже упоминалось, самая часто используемая точка съемки — уровень глаз. Считается, что при такой точке съемки все объекты максимально узнаваемы для зрителя.


Однако мы можем быть разного роста, и эта разница, кажущаяся на первый взгляд незначительной, иногда может быть очень ощутимой. В свое время, когда в ходу были фотоаппараты Tnna«Rolleyflex», «Любитель», «Mamiya СЗЗО» и им подобные, считалось, что с помощью этих камер мы снимаем мир с точки зрения подростка. Эти камеры имели шахтный видоискатель, и во время съемки их обычно держали на уровне груди, а это как раз примерный рост 11 -13-ти летнего подростка. В какой-то мере эти камеры были предтечами (только по удобству использования разных точек съемки) фотоаппаратов с откидным экраном. Такие фотокамеры позволяют без особого труда снимать как от уровня глаз-груди, так и от уровня земли (наклонившись или присев на корточки), а также подняв ее над головой на вытянутых руках. На первый взгляд, разница между такими точками съемки очень небольшая, но только до тех пор, пока вы не попробуете посмотреть на объект съемки из этих положений. Вот тут-то вы и увидите массу отличий от стандартной точки съемки. Вспомним, что низкая точка съемки «возвеличивает» снимаемый объект, а верхняя, наоборот, «приземляет», однако дело не только в этом.

Опуская камеру до уровня колен или пола (земли), вы тем самым можете довольно существенно повлиять на построение кадра, например, «спрятав» за объектом съемки второстепенные или совсем нежелательные детали. В нашей жизни таких деталей огромное множество: столбы с проводами, неряшливые строения, да и просто элементы, отвлекающие от сюжетного центра. Конечно, при этом изменяется линейный рисунок фотоснимка, но уж тут-то вы сами должны решать, насколько такая точка съемки подходит для ваших замыслов. Иногда это — единственное правильное решение, а порой совсем никуда не годное. На то и голова человеку дана, чтобы к ней фотаппарат прикладывать! Однако навскидку можно сразу сказать, что такая точка съемки очень часто подойдет для фотографирования ваших домашних питомцев. Немного терпения, и ваша кошка станет похожа на тигра, да и обычная собака приобретет более внушительный облик. Данный прием, конечно же, не панацея, как, впрочем, и все другие, но его грамотное использование ощутимо расширит ваши возможности повлиять на конечный результат. Каждый раз у вас будет складываться неповторимая ситуация, и иногда придется попотеть, прежде чем будет найдена наиболее выигрышная точка съемки. Итак, как обычно, давайте перейдем к практике. Где бы вы ни путешествовали, всегда хочется сделать снимки на память, как себя, любимого, на фоне всего на свете, таки просто понравившиеся виды, этюды т. д. В таких ситуациях выбор верхней или нижней точки съемки может стать «рубиконом» между удачными снимками и совсем никудышными. Место съемки — Новодевичий монастырь. Время года — март месяц. Погода — погожий солнечный день. В любом монастыре, помимо основных строений, всегда есть часовенки, могилы (как правило, из других веков), надгробные памятники и разные артефакты, свойственные только этому монастырю. Именно в этом монастыре мне приглянулось старинное захоронение с красивым мраморным крестом. Помимо надгробного памятника, мне хотелось ввести в кадр объекты архитектурного ансамбля, расположенного на заднем плане. Дежурный кадр — от уровня глаз. Результат совсем не нравится. Все смешалось. Многие элементы изображения стали «конкурировать» между собой. Часть креста, наложившись на сходный по тональности снег, частично «потерялась». Центральная точка креста, очень важный элемент композиции, теряет свою значимость, становясь при таком построении снимка второстепенным элементом. Теперь испробуем высокую точку съемки. Если бы крест был сделан из черного гранита, то такая точка съемки могла бы быть оправданной, но, увы, вместо черного гранита мы имеем белый мрамор, который почти сливается с белым снегом. Взгляд зрителя теперь привлечен к другому объекту — к крестам надвратной башни. Конечно, в этом нет ничего плохого, вот только главный элемент композиции (по замыслу автора — надгробный крест) стал второстепенным объектом. Теперь опускаем камеру до уровня колен, поскольку у камеры есть откидной видоискатель и не надо садиться на корточки (из-за проблем со спиной для автора это не очень удобно). Ну вот, все и сложилось как надо!

Обратите внимание, как сильно поменялся линейный рисунок нижнего кадра по сравнению с верхним. Заваливающееся строение на верхнем снимке ощутимо выровнялось на нижнем. Вероятно, кто-то скажет, что верхний кадр можно «выпрямить» с помощью графического редактора, но уверяю вас, что в данном случае результат будет менее естественным. Если поднять камеру при съемке нижнего кадра еще выше, то впечатление от снимка изменится еще сильнее, так как станут видны дома, расположенные на заднем плане. При этом может возникнуть ощущение противопоставления «старое-новое» — прием, часто использовавшийся в советские времена, чтобы наглядно показать заботу партии о народе. С другой стороны, может быть именно это и будет важно для всей композиции: откуда нам знать, на что именно фотограф сочтет необходимым сделать акцент?

Светлый крест отлично читается на фоне неба, став, безусловно, центром всей композиции. Второй план вполне уравновешен симметричным расположением объектов. Мало того: появился четко читаемый передний план, как бы обрамляя кадр снизу и задавая настроение всему снимку. Итак, от переднего плана к заднему: контрастная ажурная ограда, крест с ликом святого в центре всей композиции, надвратная церковь и часовня на заднем плане. Все планы четко читаются и взаимосвязаны между собой, как внешне, так и по содержанию. Вполне возможно, что вам больше понравится первый снимок, сделанный от уровня глаз, или же вообще никакой из них. Это не страшно, все мы разные. Важно понимать, что даже незначительное отклонение от стандартной точки съемки может в ряде случаев существенным образом повлиять на всю композицию фотоснимка.

Разница между тремя снимками состоит только в различных точках съемки, расположенных по вертикальной оси. Вроде бы все просто и наглядно, но очень редко можно увидеть, как фотолюбитель ищет разные точки съемки приглянувшегося ему сюжета. Шел, увидел, снял, а уже потом, рассматривая фотографию на экране монитора, он замечает: что-то не совсем так, как хотелось бы. Такая пассивность могла бы быть оправдана в пленочную эру — мол, каждый кадр на счету, — но не сейчас.

Другой пример. Тот же монастырь, но другие объекты съемки. На переднем плане размещено несколько старых захоронений, а главный собор и колокольня расположены на заднем плане. Очень удачно, что колокольня выложена из темно-красного кирпича, в противном случае уравновесить эту композицию было бы ой как сложно. Первый кадр. При съемке от уровня глаз памятники, имеющие форму креста, «накладываются» на темные окна нижней части храма. Общее ощущение — неряшливая компоновка. Кроме этого, изначально запланированная вертикальная композиция совсем не складывается из-за пустого переднего плана, не несущего ни смысловой, ни эстетической, ни композиционной нагрузки. Снимок не выстроен и не разделен на планы. Нижняя точка съемки не спасла ситуацию и оказалась совсем непригодной — поверьте на слово. Итак, 2:0 не в пользу фотографа, и остается единственная попытка воспользоваться верхней точкой съемки. Ура три раза: в последнем случае результат налицо! Мы получили четко выделенный передний план, который перестал проецироваться на другие объекты и элементы изображения, да и весь снимок приобрел объем, благодаря изменению линейного рисунка. Как видите, другой возможности выстроить приемлемую композицию без использования верхней точки съемки в данном случае просто не было. Кто-то из читателей может задать вопрос: есть ли скрытый смысл в том, что фотографии на этой и предыдущей полосе были сделаны зимой? Не лучше ли было бы разнообразить их летними снимками? Увы, все не так просто! Представленные снимки сделать в летний период было решительно невозможно. Листва на деревьях и кустах не только перекрывает многие объекты съемки, но и дает глубокие тени, полностью меняющие все композиционное построение. Черные кресты, плохо читаемые из-за того, что они оказываются в тени, перестают влиять на графическое построение фотоснимка. Так что лето — это, конечно, здорово, но и без зимы тоже никуда! Наконец, последний пример — фонари на Манежной площади на фоне Исторического музея.

С тех пор как появились фотокамеры с откидным экраном-видоискателем, при съемке архитектуры или природы я довольно часто использую простейший монопод, осуществляя спуск с помощью электромагнитного тросика. Благодаря такому удобному и очень простому приспособлению, я имею возможность поднять камеру до 1,5 метра над головой. Просто вытянутых рук (даже ооочееень длинных) иногда бывает не достаточно. При выборе монопода важны его вес (чем легче — тем лучше) и длина колена.

Несмотря на дневное время, фонари были включены, видимо, для регулировки и замены лампочек. Такой нюанс вносил определенное оживление в довольно растиражированный вид. Ну, что же, начнем, например, с так горячо рекламируемой автором верхней точки съемки. Ой, какая неприятность — результат никуда не годится! Несмотря на интересный линейный рисунок, придающий снимку объем, и выровнявшиеся фонари, композиция не удалась именно из-за того, что они наложились на здание музея. От такого хитросплетения глаза просто разбегаются в разные стороны. Теперь другая крайность — нижняя точка. И снова фиаско. Фонари завалились, да и само здание теперь видно лишь наполовину. Скрепя сердце, приходится признать, что все ухищрения не стоили простейшей точки съемки от уровня глаз, давшей более-менее удовлетворительный результат, но, чтобы в этом убедиться, пришлось пройти через «взлеты и падения»! Как правило, достаточно взглянуть через видоискатель, чтобы понять, прав ты или нет, но иногда надо сделать пробный снимок и, просмотрев его на экране камеры, выбрать оптимальное решение. Итак, как бы нам ни хотелось, но панацеи от всех болячек как не было, так и нет. Каждый раз придется принимать решение на месте, исходя из геометрии объекта, его фактуры, элементов заднего плана, а также в зависимости оттого, как все это освещено.

Если у вас нет электромагнитного тросика или вы не успели его купить — не беда. Вполне можно обойтись и без него. Поставьте автоспуск камеры на десятисекундную задержку, наведите камеру на объект съемки, подожмите спусковую кнопку и, когда камера сфокусируется — жмите до конца! После этого поднимите монопод на нужную вам высоту, и у вас будет около восьми секунд для кадрирования снимка по откидному видоискателю. Как правило, если я забываю тросик дома, я так и поступаю, но с ним намного удобнее.

Высоко — низко, далеко — близко: не только этим живет фотограф! Давайте рассмотрим ситуацию, конкретную для автора и гипотетическую для читателей — трехдневная поездка в другой город с целью просто поснимать. Понятно, что все города разные, а время года и погода будут каждый раз создавать неповторимую ситуацию, предвидеть которую почти невозможно, особенно в Петербурге, который славится своим климатическим непостоянством. Итак, три дня на «разграбление»… И на что, в результате, мы можем рассчитывать? Выбор для автора довольно прост: Петербург — один из красивейших городов нашей страны, да и ехать недалече, да простят меня россияне из более удаленных регионов. Цель поездки — погулять с фотоаппаратом, не будучи связанным конкретным планом съемки. На что же может рассчитывать обычный фотолюбитель при схожих обстоятельствах?

Начнем с почти идеальной ситуации: очень красивое, одиноко стоящее здание, снятое в разное время суток при одинаковых погодных условиях. Никаких фильтров во время съемки не использовалось. Первый снимок сделан в полдень. Так как это начало марта, то, в отличие от июльского полдня, солнце стоит намного ниже, и в нашем случае такое освещение вполне устраивает. Начнем с простейшей центральной композиции. Фронтальное солнечное освещение, не всегда желанное, в данной ситуации вполне приемлемо. Очень живописная тень от деревьев позволяет заполнить передний план, в противном случае мы получили бы пустой передний план, да еще белого цвета. Добавляем на небо немного веток и получаем вполне «гуманный» туристический снимок. Второй снимок сделан вечером, примерно за 40 минут до захода солнца. Менее насыщенное небо позволило добавить живописные силуэты лип, которые придали снимку новое настроение — он стал более графичным. Обратите внимание, что, если мы сохранили бы почти ту же точку съемки, что и на верхнем кадре, снимок был бы менее выразительным.

Снимая архитектурные объекты, надо четко понимать, что многие здания из-за плотной застройки снять красиво, не пользуясь экзотическими точками съемки (окна или крыши зданий напротив), иногда решительно невозможно. С этим надо смириться, так как ваше время, как правило, ограничено, а гарантий, что, потратив уйму времени, вы преуспеете, вам никто не даст. Сделайте просто «дежурные» снимки на память. Но не отчаивайтесь: все может измениться с той минуты, когда включают вечернее освещение.

Опять возвращаемся в полдень, но с диаметрально противоположной стороны. При таком масштабе сам собор отошел на задний план, зато графичные кроны деревьев задали снимку другое настроение, особенно в черно-белом варианте фотографии. Подойдем поближе и «зажжем» фонарь с помощью полуденного солнца. В отличие от предыдущего снимка, передний и задний планы почти слились между собой, наложившись один на другой, при этом голубые оттенки неба и снега создали ощущение довольно холодного зимнего дня, а не теплого мартовского полудня. Как видите, есть из чего выбирать.

Наконец наступили сумерки: так называемый «режимный свет». Без штатива или очень светосильной оптики здесь никак не обойтись. Первый, как правило, лениво таскать с собой весь день, особенно если вы не планируете продолжительную вечернюю фотосессию. Второй вариант чреват довольно большими финансовыми затратами, особенно когда речь идет о широкоугольниках со светосилой f/1,4 — 1/1,8. И в первом, и во втором случае есть свои плюсы и минусы. Используя штатив, вы можете задать большую глубину резкости, прикрыв значение диафрагмы до нужной величины и не боясь «смазки» или «шевеленки». Кроме этого, выставив минимальную чувствительность, вы можете увеличить время эспозиции до нескольких секунд, что позволит «избавиться» как от проезжающих машин (от них останутся только световые полосы), так и от случайных прохожих. Светосильная оптика и высокая чувствительность безусловно сделают вас мобильнее, но большинство глаголов из предыдущего предложения будут с частицей «не». Кроме этого, когда вы снимаете от уровня глаз, то сделать кадр без шевеленки, не пользуясь штативом при выдержке 1/15 — 1/10 сек., вполне реально, а вот подняв камеру над головой или опустив ее на уровень колен — нет. Выбор за вами!

Наконец, последний кадр Исаакиевского собора. Он снят практически с той же точки, что и первый, утренний снимок с предыдущего разворота, но теперь в режимное время (сумерки) и более широкоугольным объективом. Разница, как видите, существенная. Именно разница, а не констатация того, что один снимок лучше, а другой хуже — они просто разные. Итак, за один съемочный день шесть вполне приличных снимков одного объекта с разных съемочных точек и в разное время дня. Конечно, дело не в количестве, а в том, что даже без экзотических точек съемки можно расчитывать на хорошие снимки — важно время и место. А вот при съемке памятника Петру, находящегося буквально в ста метрах от собора, выбор съемочных точек ограничен, в основном, видом с задней точки. Вдобавок к этому, днем он освещен со спины, что делает его довольно невыразительным при фронтальной съемке. Кроме того, пространства перед памятником намного меньше, чем с другой стороны. Так как памятник находится на довольно высоком постаменте, для вас доступна только довольно низкая точка съемки. При фронтальной съемке вы, помимо вышеназванного, ограничены еще и выбором фона — либо деревьями, с которыми он сливается, либо фрагментами зданий, на которые он проецируется, к сожалению, не совсем удачно. Зато задних точек съемки довольно много. Живописные обнаженные ветки деревьев так и просятся в кадр. Если вы хотите снять памятник без дополнительных деталей, лучше дождаться режимного света — сумерек, тогда фоном будет вечернее небо, а сам памятник будет подсвечен теплым светом. В разное время года закатное небо может быть очень красиво расцвечено. Нет проблем и с выбором формата кадра — горизонтального или вертикального. Все четыре кадра были сделаны примерно от уровня груди.

Конечно, каждый раз надо четко представлять, зачем вы снимаете что бы то ни было. Если это заказная съемка, вы должны иметь очень четкий график съемок — утро, день, вечер, ночь. Кроме того, в случае с неподходящей погодой, надо иметь возможность сместить приоритеты, например, запланированные дневные съемки перенести на режимное время и, наоборот, при хорошей погоде вечернюю съемку продублировать днем.

Снимок был «сшит» из двух снимков простейшим панорамамейкером. Аналогичная ситуация — с двумя последними снимками, вот только склеены они по вертикали. Конечно, можно снять такие сюжеты одним кадром, а потом обрезать лишние части снимка в фоторедакторе, но тогда размер и детализация вашей фотографии сильно уменьшатся, а это, как правило, нежелательно.

Если вы снимаете только для себя, то вопрос, зачем вы это делаете, остается актуальным, так как нужна хотя бы минимальная упорядоченность временных и физических затрат. Наверняка есть места или города, которые вы посещали не один раз и в разное время года. Хочется еще раз обратить ваше внимание на то, что очень многие точки съемки (особенно это касается архитектурных сооружений и памятников) совершенно неприемлемы с мая по сентябрь. «Приклейте» листву к деревьям на этом и предыдущем развороте, и вам все станет понятно. Исходите из этого, намечая поездку куда бы то ни было: вы уже можете спрогнозировать, каких снимков у вас будет больше, а какие подождут до следующей поездки. Например, в ноябре листьев на деревьях уже нет, но снег может еще не выпасть, а голая и непривлекательная земля может совсем не гармонировать со многими зданиями, поэтому февраль и март для таких съемок будут предпочтительнее. Во-первых, у вас точно будет снег, во-вторых, больше шансов застать весеннее солнышко, в-третьих, уже не так холодно, что важно не только для вас, но и для вашей «очень электронной» аппаратуры, которая при минус 10-15 градусах ниже нуля может сбоить или, что еще хуже, полностью отключаться.

Набегавшись во время дневных и вечерних съемок Исаакиевского собора и памятника Петру, а также пройдя обязательный ритуал посещения родственников, автор оказался ограничен двумя днями, двумя вечерами и одним утром (утро после родственников — не в счет). Можно просто бесцельно погулять, надеясь на подвернувшиеся случайные сценки, этюды и зарисовки. Будучи человеком несобранным и ленивым, я, скрепя сердце, все-таки рекомендую набросать в голове хотя бы примерный маршрут, где архитектурные памятники будут сочетаться с пешеходными зонами, а жизнь сама расставит акценты. Второй день был исключительно пасмурным с редчайшими проблесками солнца. Именно во время недолгого появления солнечных лучей удалось снять Казанский собор с давно запланированного ракурса. Обратите внимание, что правая сторона снимка еще находится в тени, как бы обрамляя нижнюю часть кадра.

Три снимка сделаны широкоугольными объективами, без которых обойтись в городской съемке бывает крайне сложно. Особенно удобно ими пользоваться при съемке проспектов и бульваров, где характерные искажения будут не так заметны. В то же время, ограниченное пространство вокруг многих зданий часто не оставляет другого выбора. Обладая достаточным количеством времени, можно, конечно, найти более интересные точки съемки из окон близлежащих домов, но тут может возникнуть множество иногда неразрешимых проблем: нежелание владельцев впускать вас к себе, невозможность открыть некоторые окна и, наконец, невозможность попасть в нужную погоду. С другой стороны, когда это просто снимки на память, стоит ли так заморачиваться? Как видите, стандартные точки съемки могут дать вполне положительный результат.

Довольно бессмысленно давать советы по жанровой съемке, ибо это зависит не только от вашей индивидуальности, опыта и простого везения, но и того места, где вы будете проводить съемку. Старайтесь обращать внимание на детали, которые могут быть не менее живописными, чем все здание. Лепнина и барельефы, кажущиеся на первый взгляд неказистыми, могут стать, после определенной обработки в графическом редакторе, вполне декоративными снимками, которые, при грамотном подборе рамки и паспарту, смогут украсить ваш дом или офисное пространство.


0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий